Вход

Регистрация
Главная
 
Fantastic Blizzard 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Page 1 of 1
  • 1
Библиотека дизайнера » Средняя Азия » Мусульманство » Костюм в живописи
Костюм в живописи
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 10:55 | Message # 1
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Камалетдин Бехзада - известный гератский миниатюрист XV века. Именно в его творчестве получило яркое отражение учение суфизма, проявившееся в известной демократизации сюжетов, ранее отображавших жизнь придворного круга. Популярными в гератской миниатюре становятся изображения ремесленников, строителей, посетителей бани, борцов, простого люда, суфиев и дервишей, сюжеты неразделенной любви (смерть Фархада, Юсуф и Зулейха, Маджнун и Лайли).

Миниатюры на суфийскую тематику Бехзада и его школы дают уникальную возможность увидеть одежды шейхов, дервишей, аскетов, странников, тем более, что суфизм как ни одно другое религиозное учение уделял особое внимание одежде, подчеркивая символическую роль ее деталей.

Увлечение гератского двора суфизмом проявилось в изменении позднегератского придворного костюма, ставшего проще, в отказе от сверкающих золотым шитьем и драгоценными камнями халатов и пышно накрученной чалмы, модных в первой половине XV в. Предпочтение отдавалось скромным одеждам из гладкоокрашенных тканей, небольшим чалмам в четыре оборота.

Attachments: 4321957.jpg (97.1 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 10:57 | Message # 2
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline


Бехзад. Соблазнение Юсуфа, деталь. Миниатюра. «Бустан» Саади. 1488 г. Национальная библиотека. Каир
Одежда была "важным внешним символом суфийской жизни и имела огромное внутреннее значение, глубокую символику". Считалось, что она хранит в себе бараку - энергетику (благодать) ее владельца, особенно сильную у святого или правителя. Обычай передавать одежду при передаче власти прежнего правителя новому правителю, от святого своему ученику обозначал передачу им и своего благословения - бараки. Кроме того, одежда и головной убор "являются выражением измененного эго человеческого бытия. Сменить одежду у суфиев означало смену личности. Мистик-мученик Аль-Халладж издевался над врагами, часто меняя одежду. Порой он выглядел как воин, порой как ученый, а порой как суфи". Сжечь одежду врага означало физически уничтожить его. Смена обычной одежды на лохмотья нищего знаменовала отказ от земных радостей и вступление на путь мистического единения с Богом. Так, Маджнун, традиционно воспринимавшийся как образ суфия, сменив богатую одежду сына вождя племени, которую он носил будучи Кайсом, на хирка и ланг и отказавшись от головного убора (чалмы), обнажив голову и отрастив волосы, превращается в дервиша, добровольно отказавшегося от соблазнов этого мира во имя высокой любви к Богу (Лайли).
Attachments: 8982144.jpg (95.2 Kb) · 3173143.jpg (58.2 Kb) · 1846284.jpg (74.8 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 10:59 | Message # 3
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Осуждение суфиями богатства и роскоши господствующего класса со временем трансформировалось в культ бедности как идеального состояния "для спасения души". Проповедь нестяжания и добровольной бедности привела к возникновению учения о таввакуль (араб. - упование), заключавшегося в том, чтобы всецело положиться на Бога, не заботясь о пропитании. Суфий должен был добывать средства на жизнь или личным трудом, или нищенством, но при этом подаяние собирать только на один день, чтобы не нарушать правила таввакуля".
Судя по миниатюрам, во второй половине XV в. суфийские шейхи носили одежду общетемуридского типа, состоявшую из нижней рубахи, штанов, верхнего платья "каба" и верхнего халата, простых туфель и чалмы. От светских одежд она отличалась качеством ткани, длиной, шириной и некоторыми специфическими деталями, а также цветом. Заимствовав в общемусульманском костюме виды и типы одежд, суфии вложили в нее свою символику.


Attachments: 0232048.jpg (106.4 Kb) · 8357460.jpg (321.1 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 11:00 | Message # 4
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Суфийский шейх на миниатюрах исследуемого времени изображен в просторных (в то время как у светских лиц он облегает фигуру) однотонных длинных (до щиколоток) распашных верхних халатах скромных расцветок - коричневого, темно-зеленого, синего или голубого цветов. Длина халатов означала истинность веры. Чем он длиннее, тем "полноценнее вера в Бога". Из-под него иногда проглядывает каба, также однотонная и лишенная каких-либо украшений, вроде вышивки. Рукава верхних халатов и каба очень широкие (у светской знати - узкие в запястье). Ширина рукавов у суфиев означала, что ничто из земных благ не задержится в них (до этого широкие со времен Халифата рукава служили как бы сумками, в них могли хранить книги, деньги и другие вещи). Вместо огромной пышной белой чалмы - основного отличия костюма шейхов, они носили чалму более скромных, чем в первой половине XV в., размеров, один конец которой опущен слева у уха, а другой проходит под шеей и, поднимаясь к вершине чалмы, спускается сверху, достигая левого плеча. Теперь достоинство шейха определяется не величиной чалмы, а его собственными духовными достижениями.

Главными отличительными атрибутами шейха являлись наплечный шарф-накидка - тайласан и высокий посох. Тайласан еще со времен Халифата являлся одеждой ученых и духовенства, но в этот период он становится обязательным атрибутом суфийского шейха, символизируя причастность к тайному знанию, играя важную знаковую роль, так как на него переходит основной семиотический смысл костюма суфия. М. Горелик, впервые обративший внимание на эту деталь костюма духовенства, отметил различные способы ношения тайласана, изменения его цвета в костюме Мавераннахра середины XVI в., но он не дал каких-либо объяснений этому явлению.

Attachments: 6341873.jpg (92.0 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 11:01 | Message # 5
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
В Хорасане, судя по позднегератским миниатюрам, тайласан в последней четверти XV - начале XVI в. был, как и мавераннахрский, белого, голубого, серого, темно-зеленого или песочно-коричневого цвета. На краях тайласана, если он коричневого, голубого или зеленого цветов, появляется широкая черная полоса. Концы белого тайласана могли быть расшиты. Его надевают в виде шарфа; распустив и набросив на плечи; связанным на груди узлом или один конец его висит на груди, а другой перекинут на спину. Заимствуя в общемусульманской традиции костюма духовенства тайласан, суфии вложили в него свою семантику. Нам представляется, что разнообразные цвета тайласана и способы его ношения должны были играть определенную семиотическую роль, указывая на степень посвящения суфия, и были доступны пониманию лишь посвященных.

Важным атрибутом костюма суфийского шейха, дополнявшего его образ, был посох. На позднетемуридской миниатюре многие суфийские старцы изображены с посохом в руках. Джами, по словам Васифи, в руках носил ивовый посох, который на целую четверть возвышался над его фигурой. Алишер Навои на некоторых миниатюрах и знаменитом портрете Махмуда Муззахиба также изображен с посохом в руках, некоторые исследователи толковали это как признак преклонных лет. "Посох или прут в суфизме был символом силы и знака руководства, обладающим живой энергией, способной творить чудеса. Во время пятничной молитвы имам в мечети нес прут, который свидетельствовал о его власти. Многие суфийские учителя несут прут, иногда даже несколько прутьев, или же шест". Изображая посох в руках Джами и Навои, Бехзад и художники его мастерской подчеркивают их особую духовную власть в обществе. Обувью шейхам служили деревянные сандалии или туфли.

Attachments: 7207190.jpg (285.0 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 11:02 | Message # 6
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Особенно интересна одежда дервишей в плане ее семиотического значения. Дервиш - нищенствующий аскет-мистик, не имеющий личной собственности, странствующий или живущий в дерви-шеском общежитии ханака (завия, такия) представлял собой профессионального суфия. Таких дервишей еще называли факиры, от слова "бедняк". Они существовали наряду с суфиями, которые не оставляли своего ремесла или торговли.

Главным семиотическим знаком дервиша была хирка. По изображениям на миниатюрах мы можем предположить, что в те времена она представляла собой халат или другое одеяние из шерсти. В источниках не сообщается, как выглядела хирка, упоминается лишь, что она была сшита из лоскутков одежд суфиев, разорвавших их в порыве экстаза во время суфийского радения, поэтому считалась особенно благословенной, так как несла в себе "силу экстатического состояния его бывшего владельца". "Суфии разработали многозначительный символизм не только туники, но также таких его элементов, как краешек рукава, воротники", ссылаясь на аль-Худжвири, отмечает А. Шиммель.


На миниатюрах и портретах XV в. встречаются изображения дервишей в различных ситуациях: просящие милостыню у порога мечети, спорящие о праве в исламе, странствующие, выпрашивая подаяние, и т.д., что позволяет выделить некоторые различия в их одеждах.

Представителями крайнего суфизма были аскеты, отшельники. Отшельничество - зухд восходит к раннему этапу суфизма, когда его главным содержанием было аскетическое неприятие мира, осуждение богатства и комфорта.

Attachments: 3087685.jpg (351.6 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 11:03 | Message # 7
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Популярный образ суфийского отшельника - Маджнун. Он всегда изображен или в ланге или в синем однотонном одеянии без рукавов, надетом на голое тело. Хирка, следовательно, могла быть как с рукавами, так и без них. Основной ее признак - заплаты разных цветов. Однако в силу условности стиля миниатюры и, несмотря на некоторую реалистичность деталей и ее придворный характер, художник не всегда мог изобразить лохмотья и заплаты на хирке, о которых так много говорится в письменной литературе. В средневековых словарях такие заплатки из лоскутков называются хаставош/хустувона. Художник, не нарушая общего образно-декоративного строя миниатюрной живописи, изображает лохмотья в виде пятен более темных или светлых оттенков на основном цвете халатов.

Другая категория дервишей на миниатюрах - странники. Они выделяются своей одеждой - штаны белые или цветные, короткая каба, перепоясанная кушаком, к которому привязаны нож, иногда книга в футляре, сосуд для сбора подаяний - кашкуль. Такая короткая одежда для попрошайничающих дервишей называлась, по данным фархангов персидских словарей XIV - XV вв., кавал, или дала. На груди странника - диагонально подвязанный свернутый молитвенный коврик или плащ, на голове - высокая конусообразная шапка - кулох из меха, ткани или войлока. Ноги босы или обуты в туфли и обмотку из грубой ткани, называемую джумджум или чам/чаром, мягкие войлочные сапожки или туфли (кафш). "Цель странствующего дервиша - паломничество. Нельзя пускаться в путь без заплатанного плаща (чтобы скрыть наготу), молитвенного коврика, ковша (для омовения), веревки, башмаков (кафш) либо туфель и посоха". Посох как атрибут у странствующего дервиша имеет уже другую семантику - средство защиты, и он меньше, чем у шейха.

Attachments: 7291682.jpg (304.4 Kb)
 
Библиотека дизайнера » Средняя Азия » Мусульманство » Костюм в живописи
  • Page 1 of 1
  • 1
Search:


Copyright MyCorp © 2024
Free web hostinguCoz