Вход

Регистрация
Главная
 
Fantastic Blizzard 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Page 1 of 1
  • 1
Библиотека дизайнера » РОССИЯ » Костюм » Русские платки и шали
Русские платки и шали
КлараЗахарнаDate: Tuesday, 24.08.2010, 15:00 | Message # 1
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. Ежегодно «Павловопосадская платочная мануфактура выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.

Признанием высокой художественной и культурной ценности наших изделий является тот факт, что предприятию придан статус народного художественного промысла России.

Павловопосадские шали – яркое явление русской культуры. Уже многие десятилетия они не только любимы и востребованы в России, но и известны далеко за ее пределами. ХХ век неоднократно вспоминал любимый некогда предмет одежды. И наконец в наши дни мы можем наблюдать новую волну интереса к шалям. Современная мода цитирует почти все бытовавшие раньше типы. Традиционные рисунки и материалы шалей появляются в коллекциях одежды знаменитых домов моды и расходятся по всему миру в бесчисленных имитациях.
Выставка «Цветущая сказка Павловопосадской шали: традиции и современность», развернутая в экспозиционных залах Хлебного дома знакомит с работами старейшего в России предприятия по выпуску шерстяных платков и шалей. Большая часть экспонатов выставки предоставлена ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Старинные дореволюционные шали предоставлены Музеем истории русского платка и шали (г. Павловский посад). Шали демонстрируются на куклах-манекенах в исторических костюмах искусно сделанных из бумаги художником Э. Герц. Украшением экспозиции являются костюмы известного модельера Вячеслава Зайцева, выполненные из Павловопосадских шалей.

Attachments: 6261030.jpg (40.0 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Tuesday, 24.08.2010, 15:05 | Message # 2
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Информация с сайта http://www.mir-t.ru/dir.php?id=209

История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века - спустя полвека с момента основания фабрики.

В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Среди них и шелковая фабрика крестьянина села Павлово ("Вохна тожь") Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Впрочем, фабриками подобные предприятия именовались в официальной терминологии, хотя чаще всего представляли собой ткацкие светелки, где использовался ручной труд. Не была исключением и фабрика павловского крестьянина Лабзина: на ней трудились около десятка вольнонаемных работниц, вырабатывавших шелковые платки «средней руки» да «плохой доброты».

Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним, сменяясь поколение за поколением, богатели и хозяева Лабзины. Однако еще долго оставались в крестьянском сословии, только внуки Ивана Лабзина из-за необходимости вести торговлю «по разным городам» перешли в купечество. К середине ХIX века предприятие перешло к его правнуку Якову Лабзину, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком.

Шаль к тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, а позже купеческого и крестьянского. Особенно широкое распространение шали получают, начиная с середины ХIX века, когда на многих мануфактурах и фабриках налаживают производство более дешевых, по сравнению с ткаными, платков и шалей с набивным узором. Компаньонам пришлось работать в условиях жесткой конкуренции: востребованная временем продукция производилась тогда на многих фабриках, наиболее мощные из которых были сосредоточены в Москве и Владимирской губернии. Тем не менее купцы из маленького подмосковного города, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи.


Attachments: 5240241.jpg (365.4 Kb) · 0677777.jpg (72.7 Kb) · 0803972.jpg (73.9 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Tuesday, 24.08.2010, 15:07 | Message # 3
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
О том, что к началу 1860-х годов на предприятии Лабзина-Грязнова было полностью освоено новое производство, говорит тот факт, что среди работников фабрики в 1861 г. значились набойщики, резчики, выжигальщики, перротинщики, 2 колориста и даже 3 рисовальщика: Иван Иванович (Иванов), Михаил Ильич (Судин), Иван Васильевич Сорокин.

Об успехах нового производства Я.И.Лабзина и В.И.Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная "за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков" на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г.

Из павловских шалей, дошедших до наших дней, наиболее ранними являются платки 1870-х г.г. Их принадлежность можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка – клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления.

В 1869 г. В.И.Грязнов скончался, но вплоть до Октябрьской революции во главе фабрики всегда стояли представители родов Лабзиных и Грязновых.

1870-1880-е годы можно характеризовать как время расцвета платочной мануфактуры. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны "с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества". В 1870-ом и 1882-ом годах предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.

Во 2-ой половине 1880-х годов начинается процесс своеобразной демократизации павловского платка. Шали находят широкое распространение не только в дворянской и купеческой среде, но и приобретают популярность среди мещан и зажиточных крестьян.

$IMAGE1$

Attachments: 1307773.jpg (80.4 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Tuesday, 24.08.2010, 15:08 | Message # 4
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
В начале XX в. "Товарищество Мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова" - самое крупное предприятие России по выпуску шерстяных платков и шалей, где работало более 2000 человек. Склады товаров находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпинске, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Имущество "Товарищества", включая стоимость материалов и товаров, оценивалось на сумму более 4.300.000 рублей.

После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В первые десятилетия из-за нехватки сырья основной продукцией были хлопчатобумажные изделия. Шерстяные шали в эти годы делали, главным образом, по старым дореволюционным образцам.

Уже с середины 1920-х годов на фабрике осуществляли попытки внедрить новые направления в оформление платков. Появился интересный опыт компоновки узора из стилизованных изображений животных (шаль "Леопарды"), получили распространение рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации страны. Но все же ведущее место среди павловских изделий по-прежнему занимали шали с традиционным цветочным орнаментом.. Это художественное направление нашло наиболее яркое воплощение в творчестве Н.С.Постигова, Н.И.Чудина, К.Е.Аболихина. Имена этих художников стали легендой, а их творчество - "классикой" искусства павловского платка.

В 1928 г. объединенные Старо-Павловская и Ленская фабрики участвуют в 1-ой выставке художественного текстиля, состоявшейся в Москве. В каталоге выставки среди изделий фабрики значатся платки шерстяные и полушерстяные, набивные и гладкие, грунтовые и кремовые, с шелковой и шерстяной бахромой. В 1937 г. для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже коллективом фабрики было подготовлено более 600 изделий: шалей, покрывал, скатертей, панно и т.д.

Великая Отечественная война задержала обозначившийся рост: предприятие перешло на выпуск тканей для форменного обмундирования Красной Армии. Однако уже в послевоенные пятидесятые годы на фабрике вновь начали выпускать набивные чистошерстяные платки.

После Великой Отечественной войны набивное производство пришлось восстанавливать. В 1950-е годы на фабрике вновь начали выпускать набивные чистошерстяные платки. В это время на фабрику пришли художники, чье творчество во многом определило развитие павловского платка на последующие десятилетия. После войны сюда вернулся Евгений Иванович Штыхин. В 1945 г., закончив Ивановский химико-технологический техникум, здесь начала работать Екатерина Петровна Регунова. В 1950 г. в связи с передачей набивного производства с Ленской фабрики были переведены Злата Александровна Ольшевская и Лидия Сергеевна Шаховская.

Наряду с созданием новых платочных композиций, в 1950-1960-е годы на фабрике продолжали печатать платки по старым рисункам, но в новых колористических разработках, на грунтах самых разнообразных расцветок: "пунц, бордо, золото, салат, оранж, зеленый, бирюза, фиолет", и другие.

Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Виктор Иванович ЗУБРИЦКИЙ, главный художник Павловопосадской платочной мануфактуры



Attachments: 8555281.jpg (18.3 Kb) · 3948726.jpg (98.7 Kb) · 2501685.jpg (107.2 Kb) · 3579236.jpg (111.6 Kb)
 
Библиотека дизайнера » РОССИЯ » Костюм » Русские платки и шали
  • Page 1 of 1
  • 1
Search:


Copyright MyCorp © 2024
Free web hostinguCoz