О цветах тканей.
Цвет официального верхнего одеяния соответствовал рангу придворного. К концу 10 века был принят черный цвет верхнего платья для чиновников 1-4 рангов, светло-коричневый – для 5 ранга, темно-зеленый – для 6-го, светло-зеленый – для 7-го, темно-синий – для 8-го. Император обычно носил одежды желтовато-зеленого цвета, на официальных церемониях появлялся в алом
Шлейф нижнего одеяния был тем длиннее, чем выше ранг придворного. Цвет шлейфа зависел от времени года. Зимой полагалось носить ситагасанэ либо желтое на вишневом или сиреневом исподе, либо светло-алое или светло-коричневое на темно-алом исподе. Летом – красновато-лиловое на белом исподе.
Цвет носи не имел сословных различий, а определялся, как правило (не всегда), временем года и возрастом человека. Молодые люди носили носи темно-фиолетового цвета, так называемой двойной окраски, при которой ткань красилась в синий цвет, а затем по синему – в красный. Чем старше становился человек и чем более высокое положение он занимал, тем меньше для его одеяния использовалось красной краски, и платье приобретало вначале синий, потом все более бледный оттенок, а к старости превращалось в белое. Лицам высшего ранга разрешалось носить носи с узором.
Шаровары у молодых людей были темно-лиловые, в зрелом возрасте – светло-лиловые, в преклонном – синие.
Сочетания цветов в одежде.
Этому в Японии периода Хэйан придавалось очень большое значение. Наиболее распространенными были следующие:
1)Азалия (цуцудзи-гасанэ) – белое платье на алой подкладке (реже – коричневое на светло-зеленой). Носится поздней весной.
2)Аир (аямэ-гасанэ) – зеленое на темно-алой подкладке. Носится летом.
3)Астра-сион (сион-гасанэ) – сиреневое на зеленой подкладке. Носится летом, осенью.
4)Вишня (сакура-гасанэ) – белое на розовой или сиреневой подкладке (реже – коричневое н красной). Носится весной.
5)Гвоздика (надэсико-гасанэ) – ярко-розовое на зеленой подкладке (реже 0 красное на сиреневой). Носится летом.
6)Глициния (фудзи-гасанэ) – лиловое на светло-зеленой подкладке (реже – темно-лиловое на сиреневой подкладке). Носится весной, летом.
7)Девичья краса (оминаэси-гасанэ) – желтое в зеленую клетку на зеленой подкладке (реже – темно-зеленое на светло-зеленой подкладке). Носится осенью.
8)Ива (янаги-гасанэ) – белое или желтоватое на зеленой подкладке. Носится весной, летом.
9)Керрия (ямабуки – гасанэ) – темно-желтое на светло-желтой подкладке. Носится зимой, весной.
10)Красная слива (кобай-гасанэ) – густо-алое на светло-коричневой подкладке. Носится весной.
11)Мальва (аои-гасанэ) – зеленое на лиловой подкладке.
12)Молодые побеги (моэги-гасанэ) – светло-зеленое на синей подкладке или светло-зеленое на темно-зеленой подкладке.
13)Унохана (унохана-гасанэ) - белое на светло-зеленой подкладке. Носится летом.
14)Хаги (хаги-гасанэ) – носится осенью.
15)Хризантема (кику-гасанэ) – светло-коричневое на зеленой подкладке. Носится осенью.
О тканях.
Знать использовала в одежде в основном шелковые ткани. Наиболее красивой и престижной считалась узорчатая ткань, но одежду из нее, как правило, носила только высшая знать. Одежда из узорчатой ткани была парадной. Помимо этого при изготовлении одежд использовался гладкокрашеный (т.е. однотонный) шелк. Иногда рисунок на ткани создавался за счет особым образом разложенной на окрашиваемой ткани красильной травы (напр., мурасаки). На ритуальные одежды и на домашние накидки шел шелк-сырец. Зимние одежды подбивались хлопковой ватой.
Простолюдины использовали шелк-сырец, а также грубо выделанный окрашенный шелк, конопляную ткань, реже – хлопок.