Вход

Регистрация
Главная
 
Fantastic Blizzard 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Page 2 of 2
  • «
  • 1
  • 2
Библиотека дизайнера » Средняя Азия » Узбекистан » Костюм
Костюм
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 12:47 | Message # 16
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Традиционная женская одежда байсунцев делится на 2 основных типа:

одежда таджикского оседлого населения;
одежда узбеков даштикипчакского происхождения ( кунграты, юзы ит. п ). Общие черты в традиционной одежде таджичек и узбечек Байсуна определяются единым кроем, а отличаются шириной и длиной элементов, отделкой и другими деталями, манерой ношения, качеством материала, наличием украшений.

Для повседневной одежды жительницы Байсуна использовали хлопчатобумажные и полушелковые ткани местного кустарного производства - полосатую алачи, джанды и т. д. С. Махкамова отмечает, что в Байсуне производились разные сорта алачи - "норпусти", "момошойи", "кирмизи", "мозори" и "амири" (1). Кроме алачи в кишлаке Дашнаабад, например, производили ткань, называвшуюся "тенглик". Наряду с тканями местного производства использовались ткани других регионов (Бухары, Карши и т.д.). Как подчеркивает О. Сухарева, "каршинские ткани, в лучших своих сортах вырабатывавшиеся для довольно многочисленных представителей круга феодалов и чиновничества, вывозились в Байсун, Гиссар, Гузар, Сароссию, а также покупались приезжавшими на базар жителями окрестной степи, занимавшимися скотоводством" (2, с. 124). На расцветку одежды женщины обращали большое внимание. Девушки и молодые женщины выбирали яркие тона красного и близких ему цветов, а пожилые предпочитали более приглушенные, темные тона.

 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 12:50 | Message # 17
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Платья таджичек Байсунского района по колориту и декоративному убранству близки к женским костюмам таджичек Таджикистана. Различие заключается в том, что у байсунских женщин вышивка проще. Орнамент ее был в основном растительных форм и состоял как из реалистически трактованных тюльпанов, цветочных кустов и пальметт, так и из абстрагированных цветочных розеток довольно примитивных форм, в которых трудно узнать какое-либо растение (3,с.79). В настоящее время платья такого типа женщины одевают в основном на обрядовые, праздничные церемонии. Кунгратские женщины свои платья не вышивали. Единственным украшением был вышитый тесьмой вертикальный вырез ворота (орнамент состоял из геометрических и зооморфных элементов, свойственных кочевым племенам) или же нашивной перед "ситора" (букв. - звезда) в виде широкой плетеной или тканой тесьмы черного цвета с нашитыми серебряными пластинками в форме кружочков с нанесенным на них штампованным узором. Согласно исследованиям некоторых ученых-этнографов, такого рода нашивной перед встречался в некоторых районах Таджикистана, в кишлаках западного Памира, а также у юго-восточных групп туркмен и некоторых групп казахов (4, с. 50). Эти сведения позволяют выявить этнические и культурные связи населения Байсуна с другими близкими ему народами.

В общем комплексе женской одежды следует особо выделить своеобразный головной убор, отличающийся от головных уборов других регионов Узбекистана. Чалмаобразный "бош" (букв. - голова) кунгратских женщин был очень сложным по конструкции и состоял из нескольких частей. В Сурхандарье встречаются разные формы головного убора, отличающегося по возрастным, социальным и родоплеменным признакам. В Байсуне в основном у кунграток был распространен "бош" в виде высокого цилиндра, сильно расширяющегося кверху.

Основой "боша" является круглая накосная шапочка "кийгич", передняя часть которой украшалась вышитой тесьмой. Вышивку делали из разноцветных шелковых или бумажных нитей швом "ироки". Раньше в орнаменте тесьмы вышивали узор тамги (тавро), по которому можно было определить родоплеменную принадлежность хозяйки головного убора. Второй частью боша является твердая основа, поверх которой наматывали красную ткань длиной 3 - 5 м. Затем несколько цветных платков (раньше их количество доходило до 25 - 30) складывали неширокой полосой и наматывали в виде ступенек. К сожалению, на сегодняшний день забыты многие функции этого головного убора. Поверх "боша" набрасывали большой платок и накидку "курта". Такой головной убор предназначался только для замужних женщин. В наше же время его носят лишь некоторые пожилые женщины.

Головной убор таджичек данного района был проще и состоял из шапочки с накосником (или без нее) и различных платков. Позже появляются тюбетейки. Начиная с 50-х гг. XX в., широко распространяется круглая тюбетейка, вышитая бисером, - "гириллок дуппи". Ювелирные украшения, являясь неотъемлемой частью костюма, также определяли этническую принадлежность, социальное и семейное положение своей хозяйки. Они выполняли как эстетическую, так и магическую функцию. Некоторая часть украшений байсунских женщин, в основном кунгратских, имеет аналогии в формах украшений генетически близких этнических групп народов - туркмен, казахов и каракалпаков, поскольку все они вели кочевой образ жизни. Так, налобно-височное украшение "синсила" (силсила) кроме кунгратских женшин носили также казашки и некоторые группы туркменских женщин (4, с. 35). У туркмен синсила сделан из массивных ромбовидных пластин с крупными вставками сердолика или же украшен разноцветным стеклом. У полукочевых узбеков синсила редко украшался сердоликом или вообще отсутствовал. Еще одно различие данного украшения проявляется в том, что почти у всех туркменских племён девочки 9-12 лет и старше тоже носили "синсиле" или "сунсуле" (5, с. 180). У кунгратов "синсила" могли носить только новобрачные или же молодые женщины. Однако несмотря на некоторые различия генезис этих украшений един.










Attachments: 4086376.jpg (21.6 Kb) · 1579912.jpg (92.0 Kb) · 9210348.jpg (33.0 Kb) · 5872043.jpg (119.1 Kb) · 0138062.jpg (57.9 Kb) · 6397068.jpg (106.4 Kb) · 4641667.jpg (75.4 Kb) · 5965062.jpg (53.7 Kb) · 8090347.jpg (24.9 Kb) · 4625357.jpg (45.3 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 14:25 | Message # 18
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Традиционная одежда кашкадарьинских женщин первой половины ХХ в.

Кашкадарья – один из древних культурных центров Средней Азии, где формирование населения происходило в результате сложного процесса слияния различных этнических групп, среди которых главное место занимали тюркские племена (кенегес, мангиты и т. д.). Смешение культур, а также политические и экономические перемены способствовали видоизменению народной одежды, создававшейся на протяжении многих веков. Рассматривая традиционный костюм кашкадарьинских женщин, следует отметить, что он состоит из 2 основных типов: одежда городского населения и одежда сельского населения. В ХIX - начале XX в. крупные города Кашкадарьинского региона (Шахрисабз, Карши) являлись бекствами Бухарского ханства. Из Бухары часто посылали туда правителей, чиновников с их семьями.

Таким образом, на среду городского населения оказывала влияние бухарская культура, в результате чего происходили постепенная трансформация одежды городской женщины и переход от традиционных форм одежды к формам иного происхождения. На периферии же этот процесс шел намного медленнее.

Основное различие между двумя типами традиционного женского костюма заключалось в манере ношения одежды и в некоторых ее компонентах.

Платья-рубахи кашкадарьинских женщин были нескольких типов. Первый тип – это туникообразное, длинное, с широкими, вшитыми по прямой линии, рукавами, доходившими до колен. Другой тип платья имел просторный покрой и был намного короче. В некоторых городах и районах женщины надевали на себя сразу несколько платьев (иногда 3-4, что определяло социальное положение хозяйки). Рукава нижнего платья из белой ткани были самыми длинными, концы их были богато декорированы вышивкой. Рукава верхнего платья из более дорогих материй были намного шире и короче, чтобы из-под них выглядывали нижние. Горловина женских рубах была треугольной или мысообразной формы.

Attachments: 3828163.jpg (72.4 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 14:45 | Message # 19
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Еще одним украшением женского платья считалась широкая плетеная тесьма, проходившая двумя дорожками по обе стороны горловины и спускавшаяся вниз не доходя до подола. Внутренняя часть ее заполнялась чередующимися орнаментальными мотивами. Иногда эта тесьма имитировалась вышивкой, повторяющей ее точную копию. Подол платьев также украшался каймовой композицией, как на рукавах.

Интересна просмотренная нами модель платья, относящегося к началу ХХ в. Помимо вышеуказанного декоративного убранства, на нем имеется реалистичное изображение птиц по краям центральной вышитой тесьмы, повторяющихся с небольшим расстоянием. Изображение птиц в костюме, как и в других видах народного декоративно-прикладного искусства, видимо, считалось символом счастья. Как отметил Ремпель: “Это метафора, в которой выражены радость, счастье, свет, любовь, весь мир поэтических иносказаний” (4, с. 32).

 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 15:19 | Message # 20
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Женская халатообразная одежда Кашкадарьи (камзул, паранджа, курта), встречающаяся и в некоторых других регионах Узбекистана, отличалась от них декоративным решением. Особый интерес вызывает головная накидка – “джеляк”, представляющая собой широкий халат с откинутыми на спину и скрепленными посередине длинными ложными рукавами. Подол джеляка оставляли неподшитым, так как, по представлениям кочевого населения Кашкадарьи, он способствовал многодетности.


В итоге поездок в Кашкадарью нами было отмечено два интересных образца джеляка. В одном из вариантов головной накидки вышивка из многорядной цепочки, состоящей из символических знаков (прямоугольники, треугольники, элементы в виде бараньих рогов и т. д.), проходила по краю передних пол и длинных ложных рукавов. На затылочной части спинки расположен крупный орнамент в виде круглого астрального знака, внутри которого находится повторяющийся узор меньших размеров. Ложные рукава до конца вышиты таким же орнаментом в виде кругов, “обросших” растительным мотивом.

Attachments: 1726008.jpg (55.4 Kb) · 2280416.jpg (61.5 Kb) · 4515173.jpg (49.5 Kb) · 9695943.jpeg (84.3 Kb) · 3439442.jpg (215.4 Kb)
 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 15:23 | Message # 21
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
По нижней части ложных рукавов идет каймовая композиция, вышитая швом “ироки”. Созданный на ней узор из нескольких мелких разноцветных ромбовидных цепочек воспроизводит крестообразный мотив. Площадь передних пол заполнена кустообразным орнаментом, символизирующим “древо жизни”. По самому краю передних пол пришита тесьма из черной ткани с нашивками из металлических блях круглой формы, а также с шелковыми кисточками с бисером на концах. Второй тип головной накидки почти аналогичен первому, отличаясь тем, что на соединительной части ложных рукавов вышит ромбовидный узор крестообразным швом.

Кустообразный орнамент на передних полах гораздо меньших размеров. Помимо S-образных волнообразных мотивов, ромбов, по краю передних пол обеих накидок проходит рапортная композиция из мелких многоцветных прямоугольников. По словам некоторых информаторов из узбекских племен, в прошлом полукочевников, сохранивших свое родоплеменное деление, многие элементы декора головных накидок повторяли изображение тамги (тавро), определявшей племенную принадлежность хозяйки костюма.

Головной убор, выполнявший сразу несколько функций (практическую, идеологическую) одновременно, играл важную роль в женском костюме. Головные уборы кашкадарьинских женщин отличались от головных уборов женщин других регионов своим разнообразием, техникой изготовления и орнаментальной композицией. Наиболее распространенным из них является “культа”, или “кийгич”, представляющий собой круглую шапочку, обшитую по краям тесьмой и с круглой макушкой, пришитой в сборку, сзади которой свисал накосник. Аналогичный ему головной убор с круглым плоским донышком назывался “чочкон”, отличавшийся тем, что его фон был полностью покрыт ковровой вышивкой, швом “ироки”.

Тюбетейку – “дуппи” в основном носили девушки и молодые женщины. Композиция орнамента китабских и шахрисабзских тюбетеек делится на два типа – “санама” и “чизма” в зависимости от особенностей техники вышивки – по счету или по рисунку (5, с. 155). В композиции первого типа тюбетеек узор идет горизонтальными рядами, элемент за элементом. На тюбетейках второго типа орнамент формируется вокруг макушки. Интересна женская тюбетейка круглой формы (середина ХХ в.), хранящаяся в Государственном музее истории Узбекистана.

 
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 15:25 | Message # 22
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Композиция ее узора, вышитая сплошь швом ироки, представляет собой ряд медальонов на темно-зеленом фоне. Внутри каждого медальона – узор “капалак”. В промежутках между медальонами расположены фигурки крестообразной формы, околыш вышит раппортным орнаментом “кунгиз”. Тесьма вокруг околыша выполнена швом “йурма”. Колорит композиции состоит из зеленого, желтого, белого, фиолетового, малинового и черного цветов.
Уникален старинный женский головной убор – “чамбар шох”, который носят женщины некоторых районов. Он состоит из десяти платков рогообразной формы (6, с. 93). Выполняя практическую функцию, он в то же время предохранял голову женщины от палящего солнца. Помимо перечисленных выше головных уборов женщины носили также платки других форм и расцветок, в зависимости от возраста и вкуса.

Женская обувь ичиги (махси) и калоши (кавуш) в основном изготовлялась местными сапожниками (кафшдуз). Для обуви использовались разные сорта кож из бараньих (меши), козлиных (кайроки), воловьих (булгор), ослиных (кемухт) шкур.

Несмотря на то, что традиционный костюм женщин Кашкадарьи под влиянием происходящих перемен значительно изменился, тем не менее он сохранил характерные для своего региона особенности, приобрел новые самобытные черты и по-прежнему является одной из интересных и пока еще малоизученных проблем, требующих дальнейшего изучения.

Attachments: 6906019.jpg (52.7 Kb)
 
Библиотека дизайнера » Средняя Азия » Узбекистан » Костюм
  • Page 2 of 2
  • «
  • 1
  • 2
Search:


Copyright MyCorp © 2024
Free web hostinguCoz