Вход

Регистрация
Главная
 
Fantastic Blizzard 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Page 1 of 11
Библиотека дизайнера » Средняя Азия » Узбекистан » Бисероплетение
Бисероплетение
КлараЗахарнаDate: Thursday, 05.08.2010, 11:29 | Message # 1
Generalissimo
Group: Администраторы
Messages: 621
Reputation: 0
Status: Offline
Ювелирное искусство в Сурхандарье не получило особого развития. Одним из любимых занятий женщин является искусство бисероплетения, в технике которого изготовлено множество видов нагрудных и шейных украшений, которые носили женщины Сурхандарьи. Они защищали их от злых сил, сглаза и оберегали их здоровье для продолжения рода.

В числе своеобразных видов украшений, наделенных сакральной силой, - "хапамат" и "гулбанд" - плетеные между собой или в виде сетки из разноцветного бисера. [/size]

[size=11]"Хапамат" в основном носили кунгратки, хотя название происходит от таджикского - "хафа" (печаль) и "банд" (огородить, отводить). Рисунок этих украшений зависел от техники изготовления и имел в основном геометрический характер. Ряды нитей из цветного бисера - белого, красного, желтого, синего, черного, сплетенные между собой, образовывали геометрические фигуры - ромбы, треугольники, трапеции. За этими, казалось бы, простыми геометрическими формами, в основу которых положены глубинные символические тексты, отражаются мифологические представления народа об окружающем мире. [/size]

Все виды хапамата в основном были в форме треугольника, защитная функция которого якобы связана с именем богини Умай. Согласно воззрениям древних тюрков, в пантеоне духов-покровителей эта богиня занимала особое место. Она олицетворяла конечное земное существование - рождение, вступление в брак и уход из жизни, покровительствовала детям и их матерям, являлась богиней плодородия. Символ Умай - треугольник, а также трилистник, Луна, гребень, ножницы и стрела. Один из земных знаков - Ромб - также считался символом плодородия и часто использовался в композиционном решении хапамата.

Использование в хапамате раковин каури (лат. - Cepraea moneta), выполнявших сакральную функцию, относится к далекой древности. Судя по названию кунгратами раковин - "жилан бош" и сходству с головой змеи, можно предположить, что магическая сила каури была связана с культом змеи, бытовавшей в прошлом почти у всех народов Средней Азии. Кунграты Сурхандарьи до сих пор вышивают змею на спинке детского халатика в качестве оберега от сглаза и темных сил.


Другой вид женского украшения - "гулбанд" состоял из низок множества ниток бисера, иногда переплетенных между собой. Количество нитей на низке доходило до 80. Название "гулбанд" - от слова "гул", обозначавшего, по мнению местного населения, болезнь краснуху и "банд". И поэтому считалось, что ношение "гулбанда" предотвращает краснуху. Самой интересной частью гулбанда является амулет-оберег из камня - "бобохур", расположенного в центре. Молодые женщины носили его как талисман семейного счастья, охраняющий семейный очаг и брак.


Attachments: 1481661.jpg(101Kb) · 9934219.jpg(109Kb) · 8429512.jpg(118Kb) · 3292808.jpg(127Kb) · 0329321.jpg(76Kb) · 8155908.jpg(69Kb) · 9831970.jpg(107Kb) · 9456252.jpg(34Kb)
 
Библиотека дизайнера » Средняя Азия » Узбекистан » Бисероплетение
Page 1 of 11
Search:


Copyright MyCorp © 2017
Free web hostinguCoz