В старом Китае женщины обычно даже имени не имели. В семье их считали по головам, все равно как мелкий рогатый скот. Если надо было окликнуть, говорили просто: «Дочка номер такой-то». Когда девочка подрастала, ее выдавали замуж, после чего она получала фамилию мужа. Но в семье мужа ее, естественно, по фамилии никто не звал, а звали в зависимости от родственных отношений: жена, мать, невестка и так далее. Знаменитый китайский полководец, соратник Мао Цзэдуна Чжу Дэ вспоминает, что он так и не узнал имени своей матери. Вопрос этот он себе задал, только когда женщина умерла. Если бы она была простая крестьянка, ее бы просто похоронили - и все. Но она была матерью выдающегося человека, нужно было ставить надгробие, а что писать на этом камне, никто не знал.
В старом Китае, где не было законов об ограничении рождаемости, детей на свет появлялось много. Кормить их часто было нечем. И если в бедной семье мальчика обычно отдавали или продавали в подмастерья, то с девочками ситуация была сложнее. Конечно, никакой профессии обучать ее не могли. Если очень везло, ее продавали или просто отдавали в богатый дом в качестве прислуги. Был шанс, что позже, если девочка вырастет красивой, ее возьмет в жены или наложницы кто-нибудь из членов семьи. Правда, обычно никто не ждал так долго, и ребенок часто становился сексуальной игрушкой взрослых. Девочек могли и напрямую продавать в так называемые «цветочные лодки» - плавучие бордели, которых в старом Китае было в избытке.
Глядя на эту принцессу, трудно себе представить, что у нее переломаны ноги, что над ней с детства издеваются и что даже муж и дети не знают, как ее зовут…
Но даже став чьей-нибудь законной женой, женщина оставалась совершенно бесправной. Ею помыкали все, от мужа до свекрови. В невестке видели просто рабочую силу, и часто малолетних подростков (того же Мао Цзэдуна или Чан Кайши) выдавали за более взрослых девушек и заставляли вести семейную жизнь, к которой они ни психически, ни морально не были готовы. Конечно, это делалось не в интересах детей, а в интересах ведения хозяйства. Мао Цзэдун громогласно заявлял, что его женили насильно и с первой женой своей он никогда не жил. Очевидно, что первая его жена также не испытывала от этого брака никакой радости.
Положение невестки могло немного измениться только после того, как она рожала сына, наследника. Если же она рожала девочек или, не дай Бог, вообще не могла родить, жизнь ее превращалась в сущий ад. Родственники мужа избивали невестку, морили ее голодом, подвергали разным унижениям. Такие мучения часто доводили несчастную до самоубийства – тут даже муж ничем не мог ей помочь.
Вообще в отношении невесток существовало какое-то количество «милых» обычаев. Так, например, молоко молодой кормящей матери считалось очень полезным для пожилых людей. Поэтому, когда невестка рожала, она обязана была кормить своим молоком не только ребенка, но и свекра, и свекровь – если та пожелает. Молоко, естественно, никто не сцеживал, свекор пристраивался прямо у груди невестки и высасывал молоко, так сказать, без посредников.
Вплоть до падения империи Цин действовали законы, по которым родственники мужа имели над невесткой практически неограниченную власть. Если невестка разгневала свекра или свекровь неповиновением или плохой работой, они могли избить ее или даже убить – наказания в этом случае никакого не предусматривалось, или оно было чисто номинальным. Многие не искали даже повода – достаточно было того, что невестка им не очень нравилась. Попытка же женщины защитить свои права или, не дай Бог, поднять руку на родственников мужа каралась жесточайшими казнями.